• Ср. Фев 21st, 2024

Что такое мысль с точки зрения физики. Глава 22. Гиппокамп, и каково жить без него.

Автор:Юрий Синий

Ноя 14, 2023

Оглавление здесь

Сегодня, даже обладая богатыми техническими возможностями, мы по-прежнему исследуем мозг методами средневековых алхимиков. Поэтому, изучая результаты наблюдений или экспериментов (зачастую, проведенных наобум), необходимо внимательно посмотреть на методику постановки эксперимента или условия наблюдения. И, если результаты этих экспериментов не отвечают положениям предлагаемой теории, то надо либо найти некорректность в постановке эксперимента, либо указать на ошибки в интерпретации, либо скорректировать самою теорию.

Чего Генри Молисон не был лишён после удаления гиппокампа, и что из этого следует.

“Люди прямо-таки отчаянно требуют теорий. Наша область исследований настолько сыра в концептуальном плане, что мы поныне находимся на уровне эмпирических обобщений, где ничего нельзя исключать”. Эндрю Финк

Перед тем, как проводить какой-либо эксперимент или наблюдение, исследователь должен предположить, какие процессы могут протекать в исследуемом объекте, и цель эксперимента подтвердить или опровергнуть это предположение. Для такой сложной структуры, как мозг, предположения, выдвигаемые исследователями, в большинстве своем, не находят экспериментального подтверждения. Напомним, как заметил профессор МГУ Александр Каплан: Сегодня у нас имеется огромное количество экспериментальных данных, которые мы не можем интерпретировать.

С другой стороны, как, в свое время, шутил выдающийся физик Ричард Фейнман: Каждый, уважающий себя физик-теоретик, имеет шесть-семь теорий, объясняющих один и тот же процесс. А, поскольку мозг – это не менее сложная система, чем всякие структуры физического микромира, то и у нейробиологов, одни и те же результаты экспериментов могут приводить к разным выводам, в зависимости от построенных ими гипотез или от приверженности к той или иной теории. 

* * *

Генри Молисон (1926 – 2008) после бездумного хирургического вмешательства в его мозг в 1953 году, потерял способность усваивать новую информацию и 55 лет своей жизни прожил только в настоящем, сохранив, при этом, сведения, навыки и воспоминания, полученные до операции. Все эти 55 лет за Генри вели наблюдение и ставили на нем эксперименты, в попытках хоть что-то прояснить в механизмах организации памяти. И, несмотря на горы публикаций, похоже, толком ничего не прояснили.

Поскольку, операция проводилась “наобум”, и были частично удалены анатомически и физиологически разные структуры мозга, то сказать, как повлияло бы разрушение каждой из этих структур в отдельности, и не частично, а полностью, на характер амнезии Генри, естественно, не имеется возможности. Надо рассмотреть результаты ряда наблюдений и экспериментов и те выводы, которые делались на основании этих результатов, чтобы показать их – выводов – несостоятельность.

Приведу фрагмент текста из одной научной статьи, не указывая авторов, поскольку всё это годами кочует, в качестве цитирования, из одних статей в десятки других: – “За память и когнитивные функции отвечает задняя часть гиппокампа, а передняя – за проявления эмоций. … Из кратковременной памяти  он формирует долговременную декларативную память. … Извлечение информации о прошлом (воспоминания) также регулируется гиппокампом”.

И, далее: – “… Эмоциональным центром мозга, отвечающим за эмоциональную оценку событий, формирование эмоций и принятие эмоциональных решений, было признано миндалевидное тело. … Являясь частью лимбической системы, гиппокамп и миндалина/миндалевидное тело/амигдала действуют совместно в стрессовых ситуациях, и когда возникает чувство страха”.  

Вот некоторые сведения о способностях и возможностях Генри Молисона со слов Бренды Милнер и Сьюзен Коркин, которые, в разное время, наблюдали за ним эти 55 лет: “Он был приятным, обаятельным, кротким человеком с тонким чувством юмора… Пока они разговаривают, она понимает, что в иной ситуации, поболтав с ним пять минут, она никогда бы не подумала, что с ним что-то не так.” (Сьюзен Коркин). “Он всегда оставался доброжелательным, интересным и умным человеком. Грамотный, IQ выше среднего, с готовностью рассказывал о своём детстве, которое помнил довольно хорошо. Обожал разгадывать головоломки и решать задачки”. (Бренда Милнер). Кроме того, у него была отлично развита кратковременная память. В те несколько минут, пока она действовала, Генри легко запоминал многозначные числа, поддерживал разговор. Но, когда он на что-то отвлекался, потом уже не мог вспомнить, о чём шла речь буквально только что.

  У Генри были частично разрушены обе миндалины, которые ряд авторов “обвиняют” в участии в проявлении эмоций. И Бренда Милнер, и Сьюзен Коркин уверяют, что с эмоциями у Генри было все в порядке. Ведь “тонкий юмор” без эмоций невозможен. Кроме “доброжелательного отношения”, он мог проявлять и серьезную агрессию. В главе “Эмоции и сознание” мы утверждали, что эмоции это не атрибут сознания, не свойство сознания, не функция сознания; эмоции – это и есть сознание. То есть, понять природу эмоций можно лишь разгадав феномен сознания.  

Напомню, в предлагаемой версии, “память” – это способность мозга воспроизводить объекты или события в их отсутствие. “Сознание” – это способность мозга оперировать во времени этими – отсутствующими – объектами или событиями. Наконец, “узнавание” – это способность мозга идентифицировать объекты (элементы событий), то есть сравнивать информацию об объекте, поступающую от рецепторов с информацией, хранящейся в памяти.

Однако, здесь есть кажущееся противоречие: В нашей версии, память, в данном выше определении, имеют лишь существа, обладающие сознанием или его элементами. Но ведь, у существ, не обладающих элементами сознания, способность к узнаванию имеется. Дело в том, что у нас с вами при узнавании, сразу подключается тот самый “лишний шаг” – осознание, но для узнавания это не обязательно. О том, в чем же состоит процесс узнавания мы поговорим позже.

Закрепление информации в долговременной памяти будем называть консолидацией памяти. Понимать под “консолидацией памяти” переход информации из кратковременной памяти в долговременную, как понимают это большинство исследователей, в наших терминах некорректно, поскольку, никакого перехода нет. Событие сразу фиксируется в долговременной памяти, минуя кратковременную. (Подробнее поговорим об этом в следующей главе).

В полной мере обладая сознанием, Генри мог оперировать хранящейся в его памяти информацией. То есть, из долговременной памяти извлекаются фрагменты (объекты или события) на более или менее короткий промежуток времени, за который в мозге производятся операции с этими объектами или событиями, с последующей реконсолидацией, то есть, фиксацией в долговременной памяти уже измененного события.

Ещё раз: Кратковременная память – это (в нашей интерпретации) временное извлечение информации из долговременной для оперирования этой информацией. Вот, механизм этого выборочного извлечения из долговременной памяти той или иной информации нам предстоит выяснять. И, абсолютно неадекватными представляются утверждения, предлагаемые в ряде источников, что долговременная и кратковременная память имеют разный нейрофизиологический механизм и даже дислоцируются в разных структурах мозга.

Мозг Генри Молисона мог оперировать только той информацией, которая была заложена в него до операции. И, на реконсолидацию его памяти не могли повлиять внешние факторы. Но, он мог мыслить и решать задачи, например, он неплохо играл в шахматы и разгадывал кроссворды в пределах его знаний из прошлого. То есть, “внутренняя” реконсолидация (назовем ее так), у Генри имела место. Эта “внутренняя” реконсолидация памяти и есть элемент мышления.

Напомним: В наших терминах, процесс мышления физиологически (физически) обусловлен изменением собственной частоты импульсации одних нейронов памяти – грануляров при действии на них сигналов от других нейронов памяти, чего не происходит у существ, не обладающих элементами сознания. У таких существ изменение собственной частоты импульсации “нейронов памяти”, а правильнее – нейронов, ответственных за узнавание, происходит только от внешнего воздействия через рецепторы.  

Выше было дано определение понятию “сознание” в терминах психологии. Понятие “мышление” дано в терминах нейрофизиологии и биофизики. Напомним, что процесс мышления протекает бессознательно, и лишь в некоторых случаях результат этого процесса осознается. 

Генри узнавал по фотографиям известных людей 40-х годов. Узнавал, видимо, и себя на фотографиях тех лет. Трудно сказать, что он испытывал несколько десятилетий спустя, глядя в зеркало (исследователи его феномена говорили, что от неприятия до шока), но, отвернувшись от зеркала, он тут же забывал о том, что видел. Надеюсь, что исследователи щадили его психику и не злоупотребляли зеркалами.  

Похоже, и времени для Генри не существовало. Попытки исследователей выяснить определяет ли Генри промежутки времени между событиями, показали, что это ему не удается. Зачем на этом акцентировать внимание? При небольшой доле фантазии, можно дать ответ на вопрос: Почему в зрелом возрасте, время субъективно течет быстрее, чем в юности.

И, последнее в этой главе: Наблюдения показали, что Генри не может долго удерживать тот или иной сюжет в памяти. И это отнесли к отсутствию гиппокампов. А теперь, вспомните свою бессонницу, когда нет притока информации извне, и ваши мысли “мечутся” от одного сюжета к другому. Причем, буквально через минуту, вы уже не помните о чем думали эту минуту назад. Те, кто занимается написанием, например, научных текстов, знают, что, “пришедшую в голову” удачную формулировку, надо тут же записать, иначе она исчезнет из памяти, и восстановить ее будет чрезвычайно трудно. То есть, с гиппокампом или без него, этот процесс у нас протекает одинаково.

Самое забавное, мы так и не ответили на вопрос, что, собственно, делает гиппокамп? Думал, с этим мелким “существом” – гиппокампом – уложусь в одну главу. Не получилось. Но, поскольку, я и так подверг сомнению целый ряд положений существующей парадигмы, закончим пока на этом. К гиппокампу же вернемся в следующей главе.

                                                                   *  *  *

Все главы рубрики «Введение в теорию мозга» можно читать вне общего контекста. Но, для лучшего понимания организации мозга, желательно читать их в пронумерованной номерами глав последовательности.

                                                                  *  *  *

Если Вы не специалист в этой области, а просто любознательный человек, то, в случае не ясного для Вас изложения материала, задавайте вопросы.  От специалистов жду возражений, уточнений, опровержений и другой конструктивной критики.

* * *

Миссия у России такая – планету от нацизма зачищать.

Европа возвращает фашизм как свою духовную суть. 

Не так давно появилось новое, кажущееся противоестественным словосочетание «либеральный фашизм». И, это не метафора, а сегодняшняя реальность. Старые разновидности фашизма более или менее известны: это, прежде всего, итальянский фашизм и германский нацизм. Правда, мало кто обращает внимание на тесную связь этих прежних видов фашизма с англосаксонским либерализмом. А ведь именно Великобритания и США в период между двумя мировыми войнами под либеральными лозунгами пестовали и взращивали и итальянский фашизм, и германский нацизм, чтобы любой ценой натравить их на Советский Союз.

Крупные корпорации и банки Великобритании и США всячески поддерживали и финансировали и Гитлера, и нацистских штурмовиков, и перевооружение германской армии. На Гитлера и вооружение нацистского рейхсвера не покладая рук и вплоть до мая 1945 г. работали около 5 тысяч американских фирм, компаний и корпораций, в том числе такие крупные, как Форд, Дженерал моторс, Дженерал электрик, Стандарт Ойл, ИТТ, американская ФРС и другие финансовые структуры.

Можно проследить и непосредственную генетическую связь между «классическим» нацизмом и современным либеральным фашизмом. После Второй мировой войны США в массовых масштабах не только принимали толпы бывших нацистских преступников, но и унаследовали основные цели и принципы нацистской идеологии – дикий антикоммунизм, пещерную русофобию, самые разрушительные методы психологической войны, пропаганду в стиле Геббельса, превращение человека в объект манипулирования и его полную примитивизацию, власть над всем миром  и порабощение всех стран.

Что мы имеем сегодня? Во-первых, оголтелый неолиберальный тоталитаризм в Соединенных Штатах, в Великобритании, в странах ЕС, который исповедует агрессивную идеологию (смесь американской или европейской исключительности, разрушения семьи, феминизма, однополых браков, переписывания своей собственной и чужой истории, повсеместного стукачества, наглого вторжения в дела других государств) и всячески преследует всех несогласных, устраивает «охоту на ведьм», увольняет неугодных журналистов, осуществляет цензуру в СМИ, в соцсетях, на Интернет-платформах и т. п.

Во-вторых, мы имеем Украину с ее либерально-нацистским режимом, полностью финансируемым и вооружаемом «либеральными» Соединенными Штатами и странами ЕС, с ее боевиками из нацбатов, в которых воюют самые откровенные нацисты под прикрытием и чутким руководством американских и европейских кукловодов. Сегодня в американской зоне оккупации в Сирии идет активная подготовка бандитов всех мастей для совершения терактов на территории России. США – это не спонсор терроризма, это – государство-террорист.

В-третьих, мы имеем серьезные попытки США, Евросоюза и прочих «борцов за права олигархов» осуществить государственный переворот в Белоруссии и в России, используя сплав либеральной и националистической риторики и пропаганды.

Так что же такое либеральный фашизм сегодня? Это ничем неограниченная власть, диктатура крупнейших транснациональных корпораций (в том числе ИТ-корпораций), глобальных финансовых структур и криминально-мафиозных организаций, которых обслуживают армии продажных и беспринципных политиканов, журналистов, блогеров, «звезд» шоу-бизнеса, вместе с отрядами боевиков-террористов и «пушечным мясом» в виде зомбированной, необразованной и обработанной в соцсетях молодежи.

Эта «мягкая», незаметно «обволакивающая» сознание людей глобальная диктатура стремится насадить свои собственные, единые для всех стран и народов ценности, единые нормы поведения, единые законы, единые стандарты, единые правила жизни. И за нарушение этих единых ценностей, норм и правил, диктатура уже карает и будет карать всех несогласных – фактическим изгнанием из общественного пространства и из политики, тюрьмами, использованием морального и физического террора вплоть до уничтожения.

Более того, сегодняшний либеральный фашизм изо всех сил стремится упростить, раздавить человека, превратить его в полностью управляемого и контролируемого со всех сторон биоробота. Сегодня в США и в Европе доносы и перманентное стукачество на своих близких, отцов и матерей, соседей, сослуживцев, выражающих «неправильную» точку зрения, далеко превзошли практику всех прежних тоталитарных режимов, включая и нацистский режим Третьего рейха.

Как и прежде, цель нового издания фашизма – установление глобального господства во всем мире, превращение всех людей в послушных рабов, воспитание не думающих, зомбированных масс, расчленение и уничтожение России, других государств ради ничем не ограниченного грабежа ресурсов всех стран и народов. Средство – это война, на этот раз война информационная, психологическая, культурная, идеологическая, экономическая, технологическая, «холодная», переходящая в «горячую».

Но главная линия фронта проходит, прежде всего, в умах и душах людей. В этой войне главные враги Запада, где утвердилась новая разновидность фашизма, – Россия и Китай, которые осмеливаются сопротивляться и противостоять либеральному фашизму. Поэтому их пытаются взорвать изнутри и уничтожить, активно используя «пятую колонну» в элитах, в регионах, среди предпринимателей, журналистов, блогеров, преподавателей, студентов, деятелей шоу-бизнеса.

Современный либеральный фашизм, как в свое время итальянский фашизм и германский национал-социализм, нацелен, прежде всего, на молодежь, на создание «нового человека» из детей и подростков. Поэтому главный объект либерального фашизма – это дети и молодежь, а главное поле боя сейчас, как и в 1930-е, это школа, система высшего образования, семья, культура.

Именно школу, высшее образование, семью, религию, культуру, нравственность либеральный фашизм стремится разрушить в первую очередь – с помощью соцсетей, украинских и прибалтийских запретов русского языка, «реформ» образования с целью ликвидации подлинного образования, переписывания истории, пропаганды однополых браков, прав трансгендеров и педофилов, с помощью Голливуда, псевдоискусства, постмодернизма и т. п.

Особую роль здесь играет уничтожение религии и церкви через запущенное западными структурами формирование расколов и сект. И многое получается – и в США, и в Европейском союзе, и на постсоветском пространстве. Россия еще сопротивляется – поэтому на нее обрушивается главный удар. Но значительная часть российской молодежи (конечно, не вся молодежь) уже подверглась мощному «радиоактивному облучению» со стороны соцсетей, либеральной и националистической пропаганды, фейков, воспитывающих презрение к старшим поколениям, к своей семье, истории, культуре, стране.

Что же делать? Во-первых, осознать, понять и глубоко прочувствовать смертельную угрозу со стороны либерального фашизма, который, как и любой фашизм, рядится в «белые одежды» свободы, «социализма», патриотизма, защиты прав человека и т. п. Во-вторых, объединить все силы, которые могут противостоять фашизму в его новом издании – верующих и атеистов, консерваторов и социалистов с коммунистами, республиканцев и монархистов, людей разных национальностей и конфессий, чтобы создать единый антифашистский фронт. Наконец, вплотную заняться воспитанием молодежи, значительная часть которой из-за разрушения семьи и системы образования брошена на произвол и отдана на откуп соцсетям, которыми рулят крупнейшие корпорации и Интернет-платформы, пропагандирующие идеи и практику либерального фашизма.

Нужно изменить преподавание истории и литературы в школе, они должны стать одними из главных предметов, так как именно они воспитывают человека и гражданина; для этого нужно в конце концов ввести единый учебник истории.

Нужно критически, а не апологетически преподавать историю европейских стран и США, говорить о многочисленных преступлениях, войнах и колониальной эксплуатации, о рабстве и работорговле, которые унесли сотни миллионов человеческих жизней, показывать, что под лозунгами «свободы» и «демократии» в западных странах процветала и процветает власть олигархии, которая время от времени переходила и переходит сейчас в неприкрытую фашистскую диктатуру.

Пока это не будет сделано, не стоит удивляться тому, как оболванивают российскую молодежь и какая «каша в мозгах», помноженная на невероятное невежество, царит в головах у немалого числа школьников и студентов.

Сегодня, в связи с проведением «Специальной военной операции», появилась реальная возможность освободиться от наиболее оголтелых и радикальных сторонников и покровителей либерального фашизма, как в рядах чиновников и предпринимателей, так и в рядах нашей, простите за грубое слово, богемы.

В Киеве снесли памятник советскому генералу Николаю Ватутину (1901-1944), установленного на его могиле в Киеве, который был освобожден под его командованием от немецко-фашистских войск. Символично, что в момент сноса памятника руководство Германии приняло решение о поставке танков “Леопард” нацистскому режиму Зеленского. На земле Украины вновь могут появиться танки с крестами на броне. Символично еще и то, что автором памятника Николаю Ватутину был знаменитый советский скульптор Евгений Вучетич. Он же был автором памятника “Воину-освободителю” в Трептов-парке в Берлине. Ждём сноса?

А в заключение уместно будет привести известное изречение Альберта Эйнштейна: “Самая большая глупость – это делать то же самое (например, воевать с Россией – авт.) и надеяться на другой результат”.

Автор: Юрий Синий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *