Если инстинкты – это генетически обусловленные формы поведения, присущие всем представителям данного вида от рождения, то импринты – это, по сути, те же инстинкты, которыми наделяют каждого представителя того или иного вида конкретные условия его существования.
«…Большинство туннелей реальности содержит элементы настолько абсурдные, что любой, кто не был ими импринтирован, смотрит на них с удивлением и страхом, спрашивая себя: как умные люди (или народы) могут верить в подобный вздор?» Роберт Антон Уилсон
После видовой аутоидентификации, описанной в предыдущей части, важнейшее значение имеет импринтирование прямохождения и языка. В литературе описан ряд случаев, когда детей “воспитывали” животные. Эти детишки бегали на четвереньках, то есть не импринтировали навыки прямохождения. Если до определенного возраста ребенок не импринтирует язык, то обучить его будет уже невозможно. Понятно, что такие люди не социализируются, то есть, не могут интегрироваться в общество.
В разных странах имеет место различный подход к обучению родному языку детей в смешанных семьях. В Израиле, например, пока ребенок посещает детский сад, родителям предлагают не говорить с ним дома на родном (для родителей) языке, чтобы ребенок оба языка не смешивал. И начинать обучать его, когда тот пойдет в школу. В Германии более рациональный подход: здесь предлагают, например, папе – немцу разговаривать с ребенком только по-немецки, а русской маме – только по-русски. В этом случае ребенок импринтирует одновременно оба языка, не смешивая их.

Попутно заметим, что в семьях, где оба родителя глухие, ребенок усваивает (импринтирует) язык жестов гораздо раньше, чем обычные дети разговорный, (где-то к восьми месяцам). Что и понятно, ведь к восьми месяцам речевой аппарат ребенка еще не сформирован.
Импринтируется и особенность речи, которая при общении на иностранном языке выражена в акценте. И избавиться от него очень трудно.
Высокоорганизованные существа импринтируют принадлежность к той или иной социальной группе (стае, например). У людей это может быть религиозная община или криминальное сообщество. У многих видов импринтируется принадлежность к тому или иному иерархическому слою.
Импринтируются и гастрономические пристрастия. Не каждый станет есть тараканов, личинок насекомых, лягушек или собак, даже серьезно голодая, хотя это и вкусно, и полезно и принято у многих народов.

Кто-нибудь видел молодых цыганок в мини юбках или шортах? В советские времена у нас учились и работали много вьетнамских девушек. Так, они ходили исключительно в брюках. Восточные женщины ходят в хиджабах или парандже. Для многих женщин этих народов оставлять открытыми какие-то участки тела – это табу. Так уж они импринтированы.

Не так давно, в ставропольском крае была шумная дискуссия – разрешать ли девочкам-мусульманкам ходить в школу в хиджабах. А, в одном, кажется, краснодарском университете преподаватель отказался принимать экзамен у студента, который пришел в кипе. Так вот, по мне, в зависимости от их верований, пусть один хоть кипу напялит, другой чалму намотает, пусть девица хоть хиджаб, хоть паранджу наденет, а этот пусть в рясе и с крестом приволочется, но, если они не будут знать теории Дарвина – два балла и на второй год.
По сути, импринт – это тот же инстинкт, но не передаваемый по наследству, а возникающий в процессе онтогенеза, то есть индивидуального развития. Другими словами, инстинкт – это генетически обусловленная форма поведения, которой обладают все представители вида. А импринты – это инстинкты, которыми наделяют индивида конкретные условия его существования. Импринты имеют эпигенетическую природу, то есть, они детерминированы генетически, но не передаются следующему поколению. Хотя, и инстинкты, и импринты имеют один механизм. В дальнейшем станет понятно, что память также имеет эпигенетическую природу.
В разделе “геномный импринтинг” понятию “импринт” придается другое значение, но мы этого раздела касаться не будем.
И, практически все психопатии – это импринты. Известный наш историк, аналитик, писатель, публицист Андрей Фурсов ссылается на своего друга американского психиатра, который много лет ведет наблюдение в открытых источниках за богатейшими семьями в США. Большое количество членов этих семей – психически больные люди. Условия их воспитания и существования приводят к импринтированию всякого рода психопатий.
По большому счету, импринтируется менталитет того или иного народа. Давайте под менталитетом будем понимать образ жизни, образ мыслей, образ действий. Все эти три составляющие импринтируются,
Особо остановимся на одном положении: В чем биологический смысл видовой аутоидентификации? В том, что существо воспринимает других особей своего вида как самое себя. Этот импринт налагает жесточайшее табу на убийство себе подобных, то есть существ, своего вида. И лишь представители нескольких видов отряда приматов преодолели это табу и получили колоссальное эволюционное преимущество. Это – орангутаны, шимпанзе и человек. То есть, наши далекие предки ведут свое происхождение от психически больного животного.
Другими словами, наделив наших предков здоровыми животными инстинктами – у сильного укради, у слабого отними, и, лишив их импринта «не убий», Эволюция и создала тех монстров, к которым все мы и принадлежим.
Мы придумали такие понятия как “военная наука” и “военное искусство”. Вдумайтесь: массовое уничтожение себе подобных, мы возвели в ранг науки и даже в ранг искусства. А всевозможных систем вооружений (читай – систем самоуничтожения) в мире создано на порядки больше, чем для любого другого вида человеческой деятельности.
Исследователи импринтов, повторим это, находят до восьми и более периодов импринтной уязвимости у человека В постнатальном периоде и раннем возрасте, когда идет становление мозга, эти периоды чаще, и, возможно, слитны. С возрастом они реже и, видимо, короче.
После периода видовой и расовой аутоидентификации, импринтирования прямохождения, языка, половой аутоидентификации, наиболее яркий период – это период полового созревания, 13 – 15 лет (об этом периоде мы говорили в первой части, посвященной импринтингу).
Добавим лишь, что именно в этот период подростки становятся курильщиками от одной сигареты, алкоголиками от одной рюмки или наркоманами от одного укола. Этот период характеризуется и резким изменением психики. Подростку представляется чрезмерно значимым то, что на самом деле не имеет никакого значения. Отсюда и такое страшное явление, как подростковый суицид. А может быть импринтирована любовь к спорту. Кстати, “любовь с первого взгляда” – это тоже импринт.
Следующий такой период наступает в возрасте 17 – 18 лет, когда завершается становление мозга, его лобных долей. До наступления этого возраста человек не в состоянии объяснить причину принятия им тех или иных решений и предвидеть последствия своих действий. Об этом раньше нейробиологов догадались психологи и психиатры. По этой причине предусматривается менее суровое наказание за совершенное преступление для лиц, не достигших этого возраста, хотя поведение члена бандитской группировки подросток может импринтировать гораздо раньше.
В этот период импринтной уязвимости человек проходит вторичную социализацию, иначе – интегрируется в общество. В этот же период происходит (в терминологии Роберта Антона Уилсона) импринтирование “взрослой сексуальности”. Если в такой момент человек находится в местах лишения свободы, то вторичная социализация, или интегрирование в общество может не произойти вовсе. А импринтирование “взрослой сексуальности” может быть искажено.
При воспитании, как детеныша животных, так и ребенка в обедненной информационной среде в периоды импринтной уязвимости, возникающие импринты многократно прочнее.
Еще один такой период наступает в возрасте 27 – 30 лет, возможно – до 33 лет. На самом деле, эти периоды достаточно короткие, но индивидуальны для каждого человека, отсюда и разброс во времени. Этот период характеризуется максимальной реализацией всех функций организма. Именно в этот период жизни человек достигает наивысших результатов в творчестве, многие меняют род деятельности, получают дополнительное образование и т.д. Если вы в этот период заработаете большие деньги, будьте уверены – до конца своих дней вы останетесь стяжателем, что, впрочем, полезно для успешного ведения бизнеса.
Следующий такой период 45 – 50 лет – это период угасания ряда функций организма. В этот период у человека могут проявиться способности, о которых он не подозревал, а так же коренным образом измениться привычки, пристрастия и т.д., в том числе могут меняться нравственные и идеологические ориентиры. “Седина в бороду – бес в ребро”, гласит народная мудрость. (Что мы наблюдаем в массовом количестве в наших “верхних эшелонах”). А еще, например, – смена коммунистическо-атеистических идей на идеи религиозные. Именно в этот период у большинства людей появляются внуки. Отсюда и безотчетная любовь многих бабушек и дедушек к своим малышам.
О нейрофизиологических механизмах импринтинга мы будем говорить в главах, посвященных памяти, а в следующий раз мы поговорим об импринтинге у животных. Это может позволить в дальнейшем, скажем так, сделать попытку понять механизм имитации действий, или механизм подражания.
* * *
Все главы рубрики «Введение в теорию мозга» можно читать вне общего контекста. Но, для лучшего понимания организации мозга, желательно читать их в пронумерованной номерами глав последовательности.