Есть ряд особенностей в работе мозга, которые мы наблюдаем, но не понимаем пока смысла таких его операций. А, без такого понимания невозможно даже подступиться к разгадке его феноменов. О главной, на наш взгляд, из таких особенностей, мы сейчас поговорим.
«Идеи побеждают не потому, что люди убеждаются в их правоте, а потому что умирают их противники».
Оскар Уайльд.
Одной из главных особенностей в работе мозга, которая может прояснить механизмы его работы, понять смысл такой его организации а, в конечном счете, позволит понять феномен сознания, является то, что мозг способен воспринимать только очень быстро меняющуюся информацию от рецепторов. Если информация не меняется, мозг ее просто не воспринимает.
Возьмем зрительный анализатор. Наш глаз находится в постоянном движении. Это не те движения, при которых девочки «стреляют глазками», это – микро движения. Они представляют собой: высокочастотный тремор – это подергивание глаза с частотой около 100 Герц, плавный дрейф – он модулируется тремором и саккадические скачки. Это длится около 250 миллисекунд, затем процесс повторяется. (На рисунке микродвижения глаза по В. Демидову).

Если глаз остановить, как это делают нейрофизиологи, парализуя каким-либо ядом (кураре, например) поперечно полосатые мышцы или имитировать его остановку, как это сделал А. Л. Ярбус, прикрепив к глазному яблоку мини присоску с картинкой, то зрительный анализатор ничего не увидит.
То же самое происходит с тактильной системой. Просто прикосновение человек перестает чувствовать через несколько секунд. Этим пользуются опытные карманники. Они прикладывают руку к тому месту, где у вас лежит кошелек и, оказывая постоянное давление, которое вы перестаете ощущать, лишают вас наличности.

Или, скажем, молодой человек поглаживает свою подружку по разным интересным местам, и ей это, естественно, нравится, и она мурлычет. Как только он перестает поглаживать (задремал, например), она тут же перестает чувствовать прикосновение и толкает его, давай, мол, поглаживай.

Или, при чтении по Брайлю, слепые люди должны проводить подушечками пальцев по выбитым символам, вернее не просто проводить, но последовательно касаться этих символов, смещая пальцы вдоль строчки, с тем, чтобы эти выбитые символы попадали на разные рецепторы. Подобно тому, как, в свое время, при пленочном кинематографе, надо не просто протягивать пленку при съемке, как это пытались делать поначалу, но фиксировать последовательность отдельных кадров.

По той же причине, мы перестаем слышать монотонный звук. Когда-то (очень давно), нас, студентов, посылали в совхозы помогать с уборкой урожая. Если появлялась возможность сачкануть, ложишься под стожок и дремлешь. В паре десятков метров трактор гудит вовсю, а ты ничего не слышишь, потому как, дизель работает монотонно. Зато, вы готовы разорвать на части соседа по купе, потому что храпеть монотонно он не умеет.
То же самое – с постоянным запахом. Скажем, девушка заходит в аудиторию, и мальчики, еще не видя ее, сразу узнают по аромату духов. Но, буквально через несколько секунд, запах перестает чувствоваться, и … хочется понюхать другую девушку.

И, вопрос надо ставить так, каким образом, вообще, мы можем, например, видеть реальную картинку, если она 100 раз в секунду попадает на разные рецепторы. И эти рецепторы каждое мгновение посылают в мозг хаотичный набор импульсов.
С помощью существующей парадигмы мы ответа на этот вопрос не найдем.
Теперь – главное. Мы показали, что все сенсорные системы работают по одному механизму. Делаем утверждение, что процесс осознания так же представлен некоей сенсорной системой, и работает эта система по тому же принципу, что и все остальные.
* * *
В следующей 10 главе мы поговорим о вероятностном принципе работы мозга, о химической передаче нервного импульса, разложении поступающих от рецепторов сигналов в ряд Фурье и голографическом принципе работы мозга. Звучит устрашающе, но на самом деле – все просто.
Все главы рубрики «Введение в теорию мозга» можно читать вне общего контекста. Но, для лучшего понимания организации мозга, желательно читать их в пронумерованной номерами глав последовательности.