Что такое мысль с точки зрения физики: От устройства зрительного анализатора к механизмам сознания: Часть 2

Обновлено:

                            Глава 26

  • Зрительный анализатор и Фурье - разложение сигнала.
  • Миссия у России такая - планету от нацизма зачищать. (Приверженцам ценностям "свободного цивилизованного мира" это лучше не читать). 

В главе «Свобода воли, как величайшая иллюзия» приводилось множество примеров, призванных указать на иллюзорность «свободы воли». Здесь будет уместно напомнить несколько положений из той главы: В свое время Альберт Эйнштейн заметил, что мысль приходит в голову не в словесной, а какой-то иной форме, и лишь потом на втором этапе приходится переводить ее на общепонятный язык, порой  с большими трудностями. Вот строки из его письма, адресованного Жану Адамару, французскому математику и психологу, проводившему анкетный опрос математиков о процессе их творчества: ”Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть “по желанию” воспроизведены и скомбинированы”.  А вот как сказал о своем озарении, о том, как после многолетних неудач его вдруг осенило доказательство теоремы целых чисел, знаменитый математик Карл Гаусс: - “Решение промелькнуло в моем мозгу как внезапная вспышка молнии. Я не могу сказать, что явилось связующей нитью, соединившей мои прошлые знания с мыслью, которая натолкнула меня на верное решение”. 

Ж.Адамар отмечает, что открытия в математике совершаются в форме озарений, где не участвуют ни слова, ни собственно математические символы. Лишь потом, когда уже все понятно, ученый переводит новое знание в привычную знаковую систему. “Я не могу рассказать, - замечает Д.Пойа, - истинную историю того, как происходит открытие, потому что этого никто не знает”.

Но ученый не знает не только этого. Сделав открытие, он часто бессилен его доказать, то есть вывести по правилам логики из принятых наукой положений, опираясь на факты и законы. Карл Гаусс заметил однажды, что уже давно имеет результат, но ему неизвестно, каким путем он сможет до него дойти. А.Эйнштейн, например, рассказывая о найденных им методах вычисления орбиты Меркурия, вспоминал, что он был совершенно убежден в очевидности результата еще до вычисления. 

То есть, сначала в мозге формируется смысловая конструкция.

Так и  в зрительной системе, в самые первые моменты после саккадического скачка распознаются грубые детали картинки с низкой пространственной частотой. Затем последовательно «прорисовываются» все более тонкие элементы. В монографии В.Д.Глезера "Зрение и мышление" есть такой рисунок: лиса ловит сачком бабочку, а рядом скачет козленок.

При сорока миллисекундах экспозиции человек ничего не видит. При восьмидесяти - говорит, что "кто-то поднял что-то на кого-то". При ста шестидесяти видит сачок и какое-то животное и только при трехстах двадцати миллисекундах опознает лису.  

Итак: сначала в мозге формируется смысловая конструкция,  и лишь затем, смысл происходящего, или сущего обличается в предложения, фразы и слова. Это может прочувствовать каждый на своем опыте, когда мысль уже «пришла», а выразить словами вы ее еще не можете. А порой, бывает так, что мысль «промелькнет», а вы не успеваете даже уловить ее. 

Если вы в совершенстве владеете двумя или более языками и зададите себе вопрос: на каком языке вы думаете, то с удивлением обнаружите, что думаете вы вовсе не с помощью языка. А, «умная мысль» приходит к вам в какой-то неясной форме. И, лишь тогда, когда вам надо ее изложить, вы переводите ее на тот или иной язык. Надо понимать, что и ваша внутренняя речь – это тоже предварительная попытка перевести, уже более или менее оформленную мысль, на понятный язык.

Всякого рода ассоциации, вызываемые наблюдаемой в данный момент картинкой, возникают из-за сходственных, исключительно низкочастотных пространственных элементов картинок или мысленных конструкций. Затем, последовательно всплывают в памяти и мелкие детали с все более высокой пространственной частотой. Зачастую, мы можем не понять, что вызвало у нас то или иное воспоминание.

При формулировании, возникшей, "невесть откуда", мысли мы, а вернее наш мозг, не складывает слова в предложения или фразы, но извлекает из памяти целые готовые конструкции. Маленькие дети общаются с нами готовыми фразами, не разделяя их на слова – это умение приходит позже. Порой, произнеся какую-нибудь замысловатую фразу, сами удивляемся – как здорово получилось. Прочтите фрагмент произведения автора XVIII – XIX веков и попытайтесь этот фрагмент пересказать. У вас, конечно, это получится, но перескажите вы его на современном языке, поскольку речевые обороты, которые использовали наши предки, в нашей памяти отсутствуют.

И, наконец, на последнем этапе, мы, уточняя формулировку, начинаем варьировать словами, что требует подключения более высокочастотных нейронных структур. И, по-видимому, еще более высокочастотные нейроны должны участвовать в мыслительном процессе, если нам приходится обращаться к грамматике. Надо сказать, что подавляющее большинство людей (и автор в их числе) не помнят очень сложной грамматики русского языка и, тем не менее, достаточно грамотно пишут и говорят на нем. При изучении иностранного языка не следует сразу «вгрызаться» в грамматику. Достаточно говорить на нем в языковой среде и много читать.  К слову, сегодняшние молодые люди, в массе своей, косноязычны, поскольку практически не читают и, соответственно, с трудом формулируют свои мысли, так как мозг не может извлечь из памяти подходящую словесную конструкцию. В лучшем случае, в их арсенале будут  односложные предложения.                    

Вернемся к зрительному анализатору:  В предыдущей главе, мы рассмотрели прохождение и преобразование сигналов от фоторецепторов до наружного коленчатого тела (НКТ) таламуса. Каждая точка сетчатки точно  проецируется на определенную точку  наружного коленчатого тела. Строгий топогра­фический порядок связей наблюдается и между клетками различных слоев НКТ.

Проекции каждого рецептивного поля сетчатки находятся не­посредственно одна под другой в слоях НКТ, так что можно выделить участок, образованный колонками клеток, пересека­ющий все слои наружного коленчатого тела.  

Локальное то­чечное повреждение сетчатки приводит к раз­витию дегенерации небольших, но четко очерченных скоплений клеток в трех слоях наружного коленчатого тела.

В НКТ обнаруживается эффект «стягивающихся», или «пульсирующих» полей (по В.Е.Демидову). В терминах В.Д.Глезера – перестраивающиеся рецептивные поля. (Чтобы лучше понять материал этой главы желательно предварительно прочесть предыдущую). Вот как все это будет выглядеть на схеме:

 Возбуждение или торможение, которое будет передаваться в высшие отделы мозга, определяется на уровне биполярных клеток. Они будут либо тормозными, если при действии света происходит их гиперполяризация, либо происходит их возбуждение, при их деполяризации. Обозначения «+» и «-» на кольцах рецептивных полей изображены для наглядности. Биполярные нейроны передают на амакриновые клетки суммарный аналоговый сигнал, то есть, сигнал, изменяющийся плавно и непрерывно. Амакрины передают ганглиозным клеткам (ГК) сигналы уже в импульсной форме. На ганглиозную клетку через амакрины конвергируют несколько биполяров. Аксон ганглиозной клетки образует синапсы с несколькими нейронами НКТ. На нейрон НКТ, в свою очередь, конвергируют 1–3 ганглиозных нейрона (по В.Д.Глезеру). (Рисунок)  

Внешние возбуждающие и тормозные кольца рецептивного поля (РП) собирают информацию от большего количества фоторецепторов. Следовательно, они более инерционны, и эволюция «должна была предусмотреть» у промежуточных нейронов этих рецептивных колец - биполяров -  низкочастотные синапсы, то есть, синапсы, пропускающие импульсы низкой частоты. А, по мере уменьшения размера колец РП, частота пропускания синапсов должна увеличивается, что способствует распознаванию все более мелких элементов картинки. Так, в предлагаемой версии, осуществляется Фурье-анализ наблюдаемой картинки. 

Для многих объектов или событий низкие частоты совпадают, поэтому у нас возникают ассоциации, казалось бы, с не связанными между собой событиями. 

Нейроны НКТ далее передают в кору сигналы последовательно от низких частот к высоким по множеству нервных волокон. Заштрихованный фрагмент РП 3 изображает равномерно засвеченный, или малоконтрастный участок рецептивного поля, где возбуждающие сигналы, приходящие на ганглиозный нейрон компенсируются тормозными. Другими словами, очень мелкие фрагменты картинки с высокой пространственной частотой при недостаточном освещении, зрительная система не распознает.

Наблюдается и строгий порядок связей между клетками различных слоев НКТ. Такая конструкция позволяет последовательно передавать в высшие отделы мозга сигналы сначала низкочастотные, а затем все более высокочастотные, и это согласовано с пространственными частотами наблюдаемой картинки. Будем помнить, что рецептивные поля - врожденные конструкции.

Распределение низких и высоких частот проявляется и в межполушарной ассиметрии. Эксперименты на расщепленном мозге показали, что для левого полушария важно, чтобы картинка содержала как можно больше деталей, выглядела как можно реалистичней. Контурный рисунок для него – неодолимое препятствие. Тогда как правое полушарие распознает картинку тем легче, чем она схематичней.

Метод вызванных потенциалов (ВП), то есть регистрация электрических ответов мозга на различные стимулы: зрительные, слуховые и т.д. показывает, что ВП в задних отделах правого полушария опережают по времени ВП в левом полушарии, то есть, в правом полушарии осуществляется первичный (низкочастотный) анализ стимулов. Такая ассиметрия ВП максимально выражена в височных областях мозга, а также имеет место в премоторных зонах коры, причем при усложнении стимулов, степень ассиметрии ВП возрастает.  

В ряде источников приводят такой рисунок активности рецептивных полей, при этом, не достаточно четко поясняют, почему возникает возбуждение  в off-области, при смене освещения тьмой. (Этот абзац можно пропустить без ущерба для понимания самого процесса).

Механизм, подобный тому, который реализован в сетчатке и изображен на рисунке, каждый может обнаружить на собственном опыте. Подержите правую, например, руку под холодной водой, а затем опустите обе руки в теплую воду. Для правой руки вода покажется горячей.

Здесь следует пояснить, как on- и off-поля отвечают не только на соответствующие пятна в центре, но и на кольца противоположного знака. Дело в том, что если мы освещаем рецептивное поле, например, с on-центром и off-периферией, то кроме возбуждения  on-центра, изменяется – в данном случае возрастает – средний уровень освещенности в окрестностях этого поля, который устанавливается горизонтальными клетками. И, в первые моменты вырабатывается сигнал ганглиозной клеткой. Далее, развивается торможение от  off-области, которое компенсирует возбуждение on-области. Ганглиозная клетка становится нейтральной и не передает сигнал дальше, до того момента, пока свет не сменится тьмой. Мы помним, что средний уровень освещенности в окрестностях этого рецептивного поля повышен и, при выключении освещения этого рецептивного поля, ганглиозная клетка вновь начнет подавать сигнал, до тех пор, пока локальный уровень активности горизонтальных клеток не сравняется со средним уровнем (освещенности) по всей сетчатке. После чего, ганглиозная клетка перестает подавать сигнал.

То есть, такая конструкция рецептивных полей, и сетчатки в целом, позволяет передавать в высшие отделы мозга информацию об изменении уровня освещенности, по сравнению со средним уровнем, в данной точке в каждый момент. А, уровень освещенности меняется с частотой около 100 Гц, благодаря высокочастотному тремору глаза. Механизм, подобный тому, который реализован в сетчатке, каждый может обнаружить на собственном опыте. Подержите правую, например, руку под холодной водой, а затем опустите обе руки в теплую воду. Для правой руки вода покажется горячей, но с течением времени ощущения сравняются.

Наружное коленчатое тело соединяют  с корой многочисленные волокна.  Здесь отметим только нижние волокна, которые, делая петлю вокруг желудочков мозга, направляются к его височной доле. Вспомним, что медиальная височная доля, или нижневисочная кора (НВК) связана с распознаванием сложных объектов, в частности, это зона распознавания лиц. То есть, в нашей версии, в эту область коры поступают высокочастотные импульсации после Фурье-разложения сигнала в НКТ. В другие области по другим волокнам идут импульсации с менее высокими частотами. Это области распознавания деталей картинки с другими пространственными частотами.

В то же время, на функции наруж­ного коленчатого тела влияют и более высо­кие  центры мозга. Нейроны VI слоя зри­тельной коры  проецируются назад на все слои на­ружного коленчатого тела. (По этой причине не­значительное повреждение зрительной коры вызывает атрофию нейронов во всех шести слоях наружного коленчатого тела). Функции этих обратных волокон нам еще предстоит выяснить.

Все главы рубрики «Введение в теорию мозга» можно читать вне общего контекста. Но, для лучшего понимания организации мозга, желательно читать их в пронумерованной номерами глав последовательности.

                                                          * * *

Приверженцам ценностям "свободного цивилизованного мира" далее лучше не читать.

Миссия у России такая - планету от нацизма зачищать.

Европа возвращает фашизм как свою духовную суть. 

Не так давно появилось новое, кажущееся противоестественным словосочетание «либеральный фашизм». И, это не метафора, а сегодняшняя реальность. Старые разновидности фашизма более или менее известны: это, прежде всего, итальянский фашизм и германский нацизм. Правда, мало кто обращает внимание на тесную связь этих прежних видов фашизма с англосаксонским либерализмом. А ведь именно Великобритания и США в период между двумя мировыми войнами под либеральными лозунгами пестовали и взращивали и итальянский фашизм, и германский нацизм, чтобы любой ценой натравить их на Советский Союз.

Крупные корпорации и банки Великобритании и США всячески поддерживали и финансировали и Гитлера, и нацистских штурмовиков, и перевооружение германской армии. На Гитлера и вооружение нацистского рейхсвера не покладая рук и вплоть до мая 1945 г. работали около 5 тысяч американских фирм, компаний и корпораций, в том числе такие крупные, как Форд, Дженерал моторс, Дженерал электрик, Стандарт Ойл, ИТТ, американская ФРС и другие финансовые структуры.

Можно проследить и непосредственную генетическую связь между «классическим» нацизмом и современным либеральным фашизмом. После Второй мировой войны США в массовых масштабах не только принимали толпы бывших нацистских преступников, но и унаследовали основные цели и принципы нацистской идеологии – дикий антикоммунизм, пещерную русофобию, самые разрушительные методы психологической войны, пропаганду в стиле Геббельса, превращение человека в объект манипулирования и его полную примитивизацию, власть над всем миром  и порабощение всех стран.

Что мы имеем сегодня? Во-первых, оголтелый неолиберальный тоталитаризм в Соединенных Штатах, в Великобритании, в странах ЕС, который исповедует агрессивную идеологию (смесь американской или европейской исключительности, разрушения семьи, феминизма, однополых браков, переписывания своей собственной и чужой истории, повсеместного стукачества, наглого вторжения в дела других государств) и всячески преследует всех несогласных, устраивает «охоту на ведьм», увольняет неугодных журналистов, осуществляет цензуру в СМИ, в соцсетях, на Интернет-платформах и т. п.

Во-вторых, мы имеем Украину с ее либерально-нацистским режимом, полностью финансируемым и вооружаемом «либеральными» Соединенными Штатами и странами ЕС, с ее боевиками из нацбатов, в которых воюют самые откровенные нацисты под прикрытием и чутким руководством американских и европейских кукловодов. Сегодня в американской зоне оккупации в Сирии идет активная подготовка бандитов всех мастей для совершения терактов на территории России. США – это не спонсор терроризма, это – государство-террорист.

В-третьих, мы имеем серьезные попытки США, Евросоюза и прочих «борцов за права олигархов» осуществить государственный переворот в Белоруссии и в России, используя сплав либеральной и националистической риторики и пропаганды.

Так что же такое либеральный фашизм сегодня? Это ничем неограниченная власть, диктатура крупнейших транснациональных корпораций (в том числе ИТ-корпораций), глобальных финансовых структур и криминально-мафиозных организаций, которых обслуживают армии продажных и беспринципных политиканов, журналистов, блогеров, «звезд» шоу-бизнеса, вместе с отрядами боевиков-террористов и «пушечным мясом» в виде зомбированной, необразованной и обработанной в соцсетях молодежи.

Эта «мягкая», незаметно «обволакивающая» сознание людей глобальная диктатура стремится насадить свои собственные, единые для всех стран и народов ценности, единые нормы поведения, единые законы, единые стандарты, единые правила жизни. И за нарушение этих единых ценностей, норм и правил, диктатура уже карает и будет карать всех несогласных – фактическим изгнанием из общественного пространства и из политики, тюрьмами, использованием морального и физического террора вплоть до уничтожения.

Более того, сегодняшний либеральный фашизм изо всех сил стремится упростить, раздавить человека, превратить его в полностью управляемого и контролируемого со всех сторон биоробота. Сегодня в США и в Европе доносы и перманентное стукачество на своих близких, отцов и матерей, соседей, сослуживцев, выражающих «неправильную» точку зрения, далеко превзошли практику всех прежних тоталитарных режимов, включая и нацистский режим Третьего рейха.

Как и прежде, цель нового издания фашизма – установление глобального господства во всем мире, превращение всех людей в послушных рабов, воспитание не думающих, зомбированных масс, расчленение и уничтожение России, других государств ради ничем не ограниченного грабежа ресурсов всех стран и народов. Средство – это война, на этот раз война информационная, психологическая, культурная, идеологическая, экономическая, технологическая, «холодная», переходящая в «горячую».

Но главная линия фронта проходит, прежде всего, в умах и душах людей. В этой войне главные враги Запада, где утвердилась новая разновидность фашизма, – Россия и Китай, которые осмеливаются сопротивляться и противостоять либеральному фашизму. Поэтому их пытаются взорвать изнутри и уничтожить, активно используя «пятую колонну» в элитах, в регионах, среди предпринимателей, журналистов, блогеров, преподавателей, студентов, деятелей шоу-бизнеса.

Современный либеральный фашизм, как в свое время итальянский фашизм и германский национал-социализм, нацелен, прежде всего, на молодежь, на создание «нового человека» из детей и подростков. Поэтому главный объект либерального фашизма – это дети и молодежь, а главное поле боя сейчас, как и в 1930-е, это школа, система высшего образования, семья, культура.

Именно школу, высшее образование, семью, религию, культуру, нравственность либеральный фашизм стремится разрушить в первую очередь – с помощью соцсетей, украинских и прибалтийских запретов русского языка, «реформ» образования с целью ликвидации подлинного образования, переписывания истории, пропаганды однополых браков, прав трансгендеров и педофилов, с помощью Голливуда, псевдоискусства, постмодернизма и т. п.

Особую роль здесь играет уничтожение религии и церкви через запущенное западными структурами формирование расколов и сект. И многое получается – и в США, и в Европейском союзе, и на постсоветском пространстве. Россия еще сопротивляется – поэтому на нее обрушивается главный удар. Но значительная часть российской молодежи (конечно, не вся молодежь) уже подверглась мощному «радиоактивному облучению» со стороны соцсетей, либеральной и националистической пропаганды, фейков, воспитывающих презрение к старшим поколениям, к своей семье, истории, культуре, стране.

Что же делать? Во-первых, осознать, понять и глубоко прочувствовать смертельную угрозу со стороны либерального фашизма, который, как и любой фашизм, рядится в «белые одежды» свободы, «социализма», патриотизма, защиты прав человека и т. п. Во-вторых, объединить все силы, которые могут противостоять фашизму в его новом издании – верующих и атеистов, консерваторов и социалистов с коммунистами, республиканцев и монархистов, людей разных национальностей и конфессий, чтобы создать единый антифашистский фронт. Наконец, вплотную заняться воспитанием молодежи, значительная часть которой из-за разрушения семьи и системы образования брошена на произвол и отдана на откуп соцсетям, которыми рулят крупнейшие корпорации и Интернет-платформы, пропагандирующие идеи и практику либерального фашизма.

Нужно изменить преподавание истории и литературы в школе, они должны стать одними из главных предметов, так как именно они воспитывают человека и гражданина; для этого нужно в конце концов ввести единый учебник истории.

Нужно критически, а не апологетически преподавать историю европейских стран и США, говорить о многочисленных преступлениях, войнах и колониальной эксплуатации, о рабстве и работорговле, которые унесли сотни миллионов человеческих жизней, показывать, что под лозунгами «свободы» и «демократии» в западных странах процветала и процветает власть олигархии, которая время от времени переходила и переходит сейчас в неприкрытую фашистскую диктатуру.

Пока это не будет сделано, не стоит удивляться тому, как оболванивают российскую молодежь и какая «каша в мозгах», помноженная на невероятное невежество, царит в головах у немалого числа школьников и студентов.

Сегодня, в связи с проведением «Специальной военной операции», появилась реальная возможность освободиться от наиболее оголтелых и радикальных сторонников и покровителей либерального фашизма, как в рядах чиновников и предпринимателей, так и в рядах нашей, простите за грубое слово, богемы.

В Киеве снесли памятник советскому генералу Николаю Ватутину (1901-1944), установленного на его могиле в Киеве, который был освобожден под его командованием от немецко-фашистских войск. Символично, что в момент сноса памятника руководство Германии приняло решение о поставке танков "Леопард" нацистскому режиму Зеленского. На земле Украины вновь могут появиться танки с крестами на броне. Символично еще и то, что автором памятника Николаю Ватутину был знаменитый советский скульптор Евгений Вучетич. Он же был автором памятника "Воину-освободителю" в Трептов-парке в Берлине. Ждём сноса?

А в заключение уместно будет привести известное изречение Альберта Эйнштейна: "Самая большая глупость - это делать то же самое (например, воевать с Россией - авт.) и надеяться на другой результат".

                                              * * * 

Если Вы не специалист в этой области, а просто любознательный человек, то, в случае не ясного для Вас изложения материала, задавайте вопросы.  От специалистов жду возражений, уточнений, опровержений и другой конструктивной критики.

Те же, кто пожелает высказаться по второй части этой главы, в выражениях могут не стесняться.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение