Импринтинг (Imprinting – запечатление) имеет колоссальное значение, как в животном мире, так и в человеческом обществе. Представление об импринтинге поможет понять механизм организации памяти и эволюции ее до феномена «сознание».
«Общество всегда знало, как импринтировать детей; это объясняет, почему дети католиков обычно становятся католиками, дети самоанцев вписываются в самоанское общество, дети коммунистов становятся хорошими маленькими коммунистами и т.д. Каждое поколение «промывает мозги» следующему. Христианство, буддизм и ислам – самые мощные аппараты промывания мозгов на этой планете». Роберт Антон Уилсон
Сейчас мы начнем рассматривать один из феноменов мозга, которому уделяют незаслуженно мало внимания – импринтинг. Импринты – это жестко заданные программы действий и поведения, которые мозг обязан принимать в определенные периоды онтогенеза (индивидуального развития), в периоды, так называемой, импринтной уязвимости. Явление импринтинга впервые описал много лет назад лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц.
На церемонии «Кино награды МТВ 2007» ведущий – известный наш актер и режиссер – Владимир Меньшов отказался вручать первую премию в номинации «Лучший фильм» ленте режиссера Александра Атанесяна «Сволочи». Свои действия Владимир Меньшов объяснил тем, что события, показанные в фильме исторически недостоверны, и признание их возможными унижает достоинство народа.
Трудно согласиться с таким решением мэтра. В фильме речь идет о судьбах малолетних преступников, из которых специалисты НКВД готовят диверсантов-смертников. Во-первых, государство, которое законодательно вводит смертную казнь для подростков, вполне могло готовить из них смертников. Во-вторых, даже если этого не было, то вполне могло быть и «работать» очень эффективно.
Достаточно вспомнить самую ужасную армию в истории – армию Пол Пота, состоящую из 13-15 летних подростков, которые убивали людей с особой жестокостью, не соображая, кто перед ними, старик или ребенок. Понятие морали у них полностью отсутствует.
Армии колумбийских наркобаронов состоят из подростков, которых в возрасте шести лет забирают у неимущих родителей, с согласия последних. В 2009 году средства массовой информации распространили сведения о международном суде над одним из бывших нигерийских лидеров, армия которого состояла, в том числе, из подростков, включая девочек 11 – 12 лет.
Вооруженные формирования сомалийских полевых командиров состоят из 12 – 14-летних подростков. Они убивают хладнокровно, не задавая вопросов своим командирам, за наркотики и еду.
2013 год. Боевики сирийской оппозиции, главным образом бандиты и наемники, активно используют подростков в боевых действиях. Подготовку их начинают с 5 – 6 лет. Эти дети свободно разбирают и собирают автомат, снаряжают рожок. А в плане психологической подготовки на их глазах убивают и расчленяют сторонников законной власти.
Бандиты, так называемого, «исламского государства» заставляют детей отрезать головы «неверным». С пятилетнего возраста тренируют их на плюшевых игрушках. Остается заметить, что этих психопатов активно поддерживали, в своё время, правители «свободного и демократического» Запада.
Наконец, можно вспомнить и такие позорные страницы в истории цивилизации, как детские крестовые походы в период средневековья или детские гладиаторские бои.
Подростковый возраст характеризуется необычайно высокой, так называемой, импринтной уязвимостью.
«…наши первые гуманоидные… предки, — пишет Роберт А. Уилсон, — были очень невежественными, но не совсем уж тупыми. Они были невежественны в том, что касалось законов генетики, но достаточно умны для того, чтобы подозревать существование этих законов… поэтому они окружают моменты импринтной уязвимости ритуалами, «испытаниями», «обрядами посвящения» и т.д., специально разработанными для импринтирования черт характера, необходимых для нормального члена данного племени в данное время. В современном обществе можно отыскать множество «пережитков» этих импринтных церемоний».
Прежде всего, отметим, что ощущение своей видовой принадлежности – не врожденно. Оно также приобретается на определенном «критическом» этапе развития по механизму, названному «первичной социализацией». В этот период происходит imprinting («запечатление») взрослых особей своего вида (обычно – это родители). И на этой основе формируется ощущение своей принадлежности к тому или иному биологическому виду.
В это время и последующие несколько лет психика ребенка чрезвычайно чувствительна к нарушению гармонических отношений с матерью или человеком ее заменяющим. Нарушение этой гармонии (хотя бы длительное отсутствие того взрослого человека, который был импринтирован, попытки резкой замены такого человека) вызывают трудно обратимые или даже необратимые нарушения в психическом развитии ребенка, сказывающиеся и во взрослом состоянии. Это могут быть психические трудности в общении, нелюдимость, агрессивность и т.п.
«Антрополог Эшли Монтегю, – пишет Роберт А. Уилсон, – собрал обширную статистику о детях, которые были по разным причинам лишены материнской любви в решающий момент импринтной уязвимости в младенчестве. Они не только не дожили до среднего по стране возраста смерти, но в течение жизни были гораздо болезненнее сверстников и даже оказались на несколько дюймов ниже среднего роста взрослого человека того же пола».
В Европе – это ареал обитания более трех десятков популяций вида homo sapiens – существует массовая практика отъема под надуманным предлогом детей от родителей и помещение их в приюты или другие семьи. Особенно трагично, когда дети передаются из одной приемной семьи в другую неоднократно. Более того, в приемных семьях в подавляющем большинстве случаев «родители» не смогут импринтировать любовь к чужим детям. Такова уж биология мозга.
Какими примитивными должны быть представления высоких чиновников о воспитании, и до какой степени деградации должна дойти популяция, если до работы с детьми и распоряжения их судьбами допускаются особи, не имеющие ни малейшего представления, ни о детской психологии, ни о физиологии высшей нервной деятельности? Трудно сказать, какую социальную роль и способ поведения импринтируют эти дети, но очевидно одно – гражданина и патриота из такого индивида уже не получится.
В тех же популяциях совсем маленьких детей, на уровне обязательной программы начальной школы и мультипликационных фильмов, обучают гомосексуальному и другим видам извращенного полового поведения, манипуляциям с презервативом и т.п. На законодательном уровне разрешается усыновление детей однополыми парами. То есть, импринтируется извращенное представление о семье и ее назначении, нарушается половая аутоидентификация.
Поражает и абсолютное незнание европейскими чиновниками механизма элементарных физиологических отправлений, то есть, того, что должен знать каждый старший школьник. В частности, того факта, что все, без исключения, элементы полового поведения человека врожденные и не требуют ни импринтирования, ни обучения. И самое лучшее, чего достигла, в этом плане цивилизация – это воспитание ребенка в любви и заботе. И задача взрослых скорее состоит в том, чтобы оградить ребенка, до поры, от излишней информации, а не демонстрировать мультфильмы с интимными сценами.
Не так давно в Россию из Германии вернулась многодетная русскоязычная семья с десятью детьми, традиционное воспитание в которой не позволяет детям посещать школу, где уже младшим школьникам навязывают гомосексуальное поведение. А отказ детей посещать такие уроки «толерантности» приводит к административному аресту родителей. А могут ведь и детей из семьи изъять. Это (псевдотолерантность) и есть одна из главных нетрадиционных европейских ценностей.
Далее, на глазах у детишек в зоопарках, то есть там, где надо импринтировать любовь к «братьям нашим меньшим», изощренным способом убивают полюбившихся детям безобидных экзотических животных и скармливают их хищникам.
Проделывающие все это неадекватные взрослые особи популяции, по-видимому, считают, что это обязательные качества, которые должны усвоить (импринтировать) маленькие члены «данного племени в данное время» (по Роберту А. Уилсону).
Надо сказать, что психическое здоровье многих и многих тысяч особей, управляющих этими европейскими сообществами, вызывает серьезное опасение.
* * *
Все главы рубрики «Введение в теорию мозга» можно читать вне общего контекста. Но, для лучшего понимания организации мозга, желательно читать их в пронумерованной номерами глав последовательности.